Вятская глубинка

«Сердце» Вятской земли

«Из тумана выплывала церковь. Боже упаси! Снизошла, околдовала… До свиданья… До подрелья…

Мы войдем с тобою вместе в храм, где в росах паутина, в край непуганых ворон,

где над куполом дырявым гроздья выцветшей сирени треплет ветер одичалый в честь грядущих похорон…»

В самом центре, «сердце» Вятской земли есть дивное место для тех, кому не безразличны заброшенные селения, захватывающие виды, забвенные церкви, кто хочет ощутить дух древности, единения с предками, ведь страна и состояла из таких деревень.

14 июля, раннее утро. Отправляюсь по старому Московскому тракту. Позади Юрьянский перекресток, Медяны, в храме которого я побывал в бывшем году. Проскакиваю мост через Великую. Повертка направо на Чудиново, там по лесной аллее можно попасть к главной святыне в вятских краях – селу Великорецкому. Cегодня мне прямо еще несколько километров до указателя к Зоновщине. Грунтовка выводит к вышке сотовой связи у деревни. Заезжать же в нее вовсе не нужно. Вдоль околицы, а после – по полям около высоковольтной линии, мимо очаровательной живописной роскоши разноцветья. И вот издали встречает наше святилище.

Располагаясь на безусловно удачно выбранном месте, «одинокий страж, старожил» словно витает над бескрайними просторами. Изумительная панорама «как на ладони» распахивается с крутого пригорка. Вместе с тем, не чувствуешь себя как бы парящим над землей, не ощущаешь на голову выше открывшемуся взору пространству, будто «вливаешься» в него, при этом создается «эффект целостности» от увиденного там, в пойме «серебряной реки», Вятки и находящегося непосредственно здесь, рядом с тобой.

Пейзажи завораживают. Река отходит от крутого берега, наряду со старицей образуя чудный остров с заливными лугами, ивняком. Ниже по течению склон, поросший ельником. Напротив мольбища, за островом, раскинул свои объятья «зеленый океан» леса.

Со слов двух туристов, коих я обнаружил, поднявшись на крышу храма, впечатление от увиденного дополняет туман, стелющийся ранним утром вдоль русла на фоне нежнейших предрассветных красок неба. Созерцать удивительное, непревзойденное зрелище, обязательно запечатлеть его на пленку лучше всего со звонницы, где затаилась удобная ложбинка, «наблюдательный пункт».

Подрелье было основано в середине XVI века. Приход составлял 86 селений, 9515 человек. Именование берет свои истоки от слова «рель», что на Руси означало песчаные косы, намытые речными потоками. Иначе говоря, село как бы «находится под косой»

Карта веломаршрута в самое «сердце» вятской земли, где у канувшего в прошлое селения Подрелье над умопомрачительными просторами словно парит в воздухе храм в честь Введения Господня, а возле него бродят призраки, вурдалаки и спрятан клад.

Изначально в этих краях установили две деревянные богомольни, теплую и холодную. К 1771-му обе разобрали. Краснокаменную обитель божью разместили на холме над старицей – Подрельской волжкой. До нынешних дней чудом уцелела только «церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы» 1776 года, в начале XX столетия реконструированная, заметно по каменной кладке.

Вопреки деятельности местного духовенства, помимо православных прихожан в селе жили также раскольники-старообрядцы, чью веру активно стал пропагандировать, принявший ее еще в Карелии, внук священника Изергина. Со временем, Подрелье является одним из центров Вятского раскола, а на окраине, в связи с тем, что христианская церковь относилась к иноверцам, их идеям как к ереси, инакомыслию, торговцем Зоновым на частные деньги возводится молельня «старой веры» и религиозное училище.

К началу прошлого века здесь процветал значимый центр волости, включая свое правление. С селом связаны такие славные люди как купцы-заводчики Лаптевы, врач, литератор и просветитель народа Сычугов, также герой гражданской войны, командир полка Зонов. Священником числился расстрелянный большевиками мученик во имя Господа Тихоницкий, родившийся в Ошети.

Сегодня остались только развалины храма да один нежилой дом, куда летом, еще до недавнего времени, наведывался 90-летний старик. Полуразрушенная святыня – не первая, увиденная в таком состоянии. Стены разрушены, на кровле выросли березы.

В центре зала спуск в подземелье. Когда-то там был подземный ход, уходящий к Вятке. С пригорка можно спуститься по тропинке вниз мимо земляничных полян, единственной уцелевшей бревенчатой хижины. Рядом расстилается густой малинник, смородина, плодоносят дикие яблони. Внизу родник с чистейшей водой, пройдя чуть дальше, оказываешься на пологом берегу старицы.

«Подрелье! Ведь ты же мудрее всех нас. Ты знало воинственные ушкуи, мирные плоты, звенящие стрелы и парящие в вышине дельтапланы, пеструю ярмарочную толчею и поэтическое безлюдье, пьянущих попов, неистово-трезвых раскольников, людей никчемных, даровитых, сильных, слабых. Они как дополнение Тебя – знаменитый витязь Михайла Рассохин, любимец царей, наставник самозванца лукавый чудотворец Трифон, старообрядцы, за веру ушедшие в острог и на каторгу, бескорыстнейший врачеватель Сычугов, красный командир Зонов. Да и у вятских воротил Лаптевых был Твой, Подрельский размах…»

…из книги Владимира Любимова «Вглядываясь в лица домов»

Про легенды. Под косогором у Вятки обитает «упырь, оборотень и даже вурдалак», в связи с чем энергетика взгорья беспокойная. Вдобавок к этому в народе упорно ходят слухи, что в мрачных подвалах Введенской церкви спрятан потрясающе ценный клад.

Есть предание про «глиняную пещеру», подземный лабиринт, ведущий к реке, где однажды случился обвал, когда туда забрались, заигравшись, дети. Было это в 50-60-х годах минувшего столетия. С тех пор ребят так и не нашли, шахту же ту пришлось взорвать. Сегодня осталась возможность спуститься лишь в невзрачный низенький подвал непосредственно под святыней. Ну а если все же заночевать возле церкви, обязательно что-нибудь, щекочущее нервы, увидишь. Под едва различимый у стен шепот непременно привидится частая гостья этих мест – таинственная «женщина в белом», беззвучно дефилирующая по алтарной части храма.

Некогда в поле близ села на виселице казнили заключенных. Есть поверие, что оно и получило свое название как «релье», что на старорусском языке означает «петля для повешения». Церковь поставили, «когда крови стало очень много». Примечательно, что крыша храма вновь стала служить местом казни с приходом большевиков, тут сбрасывали ярых священнослужителей и мирян.

Июльский денек выдался не на шутку знойный. Спасала лишь прохлада внутри храма, по залам которого гулял гламурный ветерок. Подъехало несколько машин, местные жители решили устроить на поляне пикник по какому-то особому поводу. Поближе к Вятке расположилась компания с палатками – они здесь по традиции, но заодним отмечают возвращение дружка из армии. Через пару часов в незабвенных кулуарах возникла молодая семья с детьми, а также некий, интересующийся историей края, фотограф.

Поделиться: 

Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.