Васнецовская Ошеть

Считают, что чем глубже просматриваются истоки рода, тем знатнее он, иными словами, при ведении своих родословий в первый план ставят, прежде всего, вопросы престижа. Любая такая родословная содержит сведения о жизни и быте, а также взаимосвязях отдельных личностей, определяющих разные стороны жизнедеятельности предков, а также сопутствующую эпоху в целом.

Суббота, 28 июля. Отправляемся в захолустье Вятской губернии, селение Ошеть Нолинского уезда, где на протяжении более двух столетий пребывали священнослужители Васнецовы – прадеды выдающихся мастеров кисти Виктора, Апполинария, заезжали их внук Андрей и близкий родственник Юрий – прославленный советский иллюстратор, театральный художник великой страны.

В большинстве случаев, происхождение фамилии связывают с окружающим миром, явлениями природы, иначе они представляют собой разнообразные производные формы от существующих на определенной местности ярких простонародных прозвищ.

По историческим данным, фамилия Васнецовы берет начало с новгородского собственного имени «Васнец», появилась на вятской земле от тех новгородских «ушкунцев разбойников», что в 1374 году «дерзко пограбиша Вятку». Примечательно то, что сам Виктор Васнецов связывал себя с истинно русским именем Василий. Первое документальное упоминание о Васнецовых в Вятке относят к 1628 году, древний представитель их фамилии жил на тихой улочке под хлыновским Кремлевским холмом и значился не иначе как «серебряных дел мастер», иначе говоря, обладал определенным художественным вкусом и несомненно большим мастерством.

Здесь же явился на свет «Митька Игнатьев, сын Васнецов, с 17 лет служивший псаломщиком в Успенском Трифоновом монастыре», документальное подтверждение 1678 года в писцовой книге. Он будет впоследствии являться основателем знаменитого рода.

По дороге, прежде именовавшейся Казанским почтовым трактом, проскакиваем Кстинино. Поворот к санаторию «Вятские увалы», Бурмакино, затянувшееся на четыре километра, сразу после – развилка на Швецово, там по просеке через деревеньки Кырмыж. Сегодня же нам дальше. После Кумен ровная трасса превращается в непрерывные спуски и подъемы – мы на пути к знаменитым Вятским увалам, образующим начало Уральских гор. Лиственные насаждения сменяются хвойными перелесками и ошеломляюще роскошными косогорами, подернутыми гламурной дымкой. И лишь на 74-м километре встречает долгожданная повертка.

Село Ошеть основано в 1690 году «на старой пустоши», в двух верстах от тракта, для оперативного и экономически рационального управления своими владениями богатым Трифоновым монастырем, который уже в то время владел землями в Вятских Полянах, Куменах, Бобине, Нолинске и Кырчанах, Суне, Сорвижах, Васильково и Кырмыже. До прихода русских здесь обитали племена чуди голубоглазой. На их языке «ош» означало «медведь», «еть» – «угол», дремучая округа именовалась как «медвежачий угол»

Перед въездом на главную аллею – дивный монумент в форме каменного креста. Рядом раскинулась Спасская церковь – главная сельская достопримечательность, сооруженная еще под началом пращуров прославившихся на всю планету живописцев.

Карта веломаршрута в старинное селение Ошеть – «родовое гнездо» династии Васнецовых, расположенное посреди буйной растительности, вековых дубов, тополей и лип, где жители любят сушить различные травы, собирать ягоды и солить огурчики.

Для организации жития в глухомань «командировали» служителей хлыновского монастыря, в том числе вышеупомянутого дьячка Дмитрия Васнецова с преемником, четверо последующих его сыновей родились уже, непосредственно, в этих глухих краях.

В первую очередь тут поставили на смолистые пни вместо фундамента, который решили заложить лишь под алтарь, небольшую деревянную Спасскую церковь. Вместе с ней возвели подворье: жилые дома для служителей, монастырских крестьян, а кроме того, съезжую избу и единственную во всей округе народную школу. По переписи к XVII веку в Ошети насчитывалось 18 дворов.

В 1742-1747-1753 годах божья обитель решением прихожан силами Успенского Трифонова монастыря была перестроена камнем, окрещена в честь Архистратига Михаила. Главный престол освятили во имя Нерукотворного образа Спасителя. Уже к 1773-му году завершилось строительство каменной колокольни взамен обветшавшей, позднее теплую обитель воссоединили с ней переходом. Состоящий из придела, звонницы, а также алтарной части, в духе вятского барокко, храм и по сей день стоит на тихой улочке.

Почти 250 лет представители великой династии служили в нем. Здесь же, в церковной ограде, они и покоятся. С приходом новой власти, в 1935-м святыню закрыли. Надгробные сооружения, среди которых располагалось десять могилок Васнецовых, подлежали ликвидации, иконостас был разграблен, оконные решетки и двери уничтожены. Сегодня в периметре этого участка захоронения установлен православный крест, на котором выгравированы годы жизни и смерти священнослужителей из знаменитого рода.

Здесь родился прадед Козьма братьев-мастеров. Но Ошеть является только «отправной точкой отсчета», потомков семейства с веками «разбрасывает» по ближним селениям, куда они направлялись на учебу, так и по долгу службы. Села Богородское, Курчум – родина художника-сказочника Юрия, а в Лопьяле и Рябово появились на свет мировые таланты Виктор и Апполинарий.

Среди полотен первого – «Христос и Пилат перед народом», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Нищие певцы», «Поэма семи сказок», «Чаепитие в трактире», «Военная телеграмма», «С квартиры на квартиру», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Три царевны подземного царства», «Каменный век», «В харчевне», «Ковер-самолет», «Аленушка», «Битва скифов со славянами», «Витязь на распутье», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Богатыри»,  «Акробаты», «Преферанс»…

А также, оформление Владимирского Кафедрального собора Киева, эскизы мозаик и росписей храмов в городах Гусь-Хрустальном, Петербурге, Варшаве, проект фасада здания Третьяковской галереи в Москве. Опять же, чертежи «избушки на курьих ножках».

Апполинарий отобразил себя во фрагментах памятников архитектуры Москвы, Подмосковья, создал этюды облаков как одного из главных элементов пейзажа, зарисовки различных географических ландшафтов и упоительной природы российского Урала.

Миллионные тиражи детских книг-сказок, в их числе «Три медведя», «Чудо-юдо рыба кит», «Кошкин дом», «Сорока белобока», «Коза с кудрявыми ножками» содержат красочные иллюстрации самобытного и талантливого местного живописца Юрия Васнецова.

В прежние времена в Ошети жили всего 69 жителей, в основном, верные слуги Господа. Но вот к приходу относилось 55 селений, в праздники и на ярмарки простой люд собирался тысячами, поэтому внешний облик святилища имеет внушительные размеры.

Сейчас Спасский храм изрядно запущен. За годы социализма его досконально опустошили, тут располагались склады. Настенные росписи загублены. Кое-где сохранилась лепнина, проступают отдельные буквы и легчайшие намеки на изображения. В 90-х годах прошлого века в селе оставался всего один житель, оно чуть было совсем не исчезло. В настоящее время часть обители – алтарь частично восстановлен. Тут единственный уцелевший образ, фрагменты настенной живописи. Службы лишь по праздникам.

Позади храма до недавнего времени находился дом, в котором проживали представители рода. Сегодня можно наблюдать остатки каменного фундамента. А поодаль с потускневшей кроной расположилась долгожительница-липа, диаметр окружности ее ствола составляет пять метров. В XVIII столетии и дошедшее до наших дней уникальное могучее дерево высадили сами Васнецовы.

Прогулявшись, спрашиваем дорогу к источнику. После отворота с аллеи, проехав по золотому полю, попадаем к вершине крутого склона, где установлена беседка и лавочки. Спустившись по ступенькам вниз, оказываемся у освященного настоятелем Куменского храма Исаковского ключа, где сохранился рукотворный желоб, смастеренный также руками представителей этой династии.

Считается, что вода родника обладает лечебными свойствами. Более двух веков ее использовали для крещения детей, освящения скота, посевов, домов. Нынче на этом священном востребованном месте изо дня в день собираются многочисленные паломники. Сегодня ручей облагораживали, приехавшие на солидной машине, местные жители. Испив водички, отправляемся обратно.

P.S. В 1846 году в Ошети явился на свет вятский священномученник Михаил Тихоницкий. А по осени здесь каждый год устраивают торжества чествования знаменитого «Сунского рыжика», сказочный праздник красоты, щедрости и плодородия вятского края.

Поделиться: 

Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.