Красивейшее село Кырмыж

На высоком берегу реки Быстрицы, в одном из красивейших мест раскинулось селение Кырмыж, чья история насчитывает 460 лет. Возле Бурмакино, в нескольких верстах восточнее современного Казанского тракта, проходил старый. На нем и основали древнее поселение, название которого, как и любого другого, уходит корнями в прошлое – началось все с образования земли Вятской.

Заселение местности русскими переселенцами, начиная с IX столетия, свершалось волнообразно. Ушкуйников тогда интересовала исключительно добыча, тогда они еще не оставались жить на одной и той же местности. Вторая волна, шедшая с северо-востока Великой Руси – из Суздальско-Нижегородского, Галицкого и Белозерского княжеств, нахлынула в XIV веке. Возникновение старого хлыновского кремля и многих других городов – Слободского, Котельнича, а также селений края, в том числе Кырмыжа, исчисляют именно с того самого периода. Появлению более поздних населенных пунктов способствовало вхождение Вятки в состав Русского княжества: слобода Кукарка – нынче современный Советск, купеческий Уржум – родина Сергея Кирова, Вятские Поляны – самая южная «точка» области. А в XVI столетии, после третьей волны c Великого Устюга, выросла именитая слобода Дымково, кроме того, названия рек Великая и Воя, начинающийся с Раздерихинского оврага через переправу, Слободской тракт, починок Макарье.

Дивное название Кырмыж можно трактовать по-разному. В тот период Вятку опустошило нашествие татар под предводительством Бертута. Не исключено, что оно имеет татарские корни, возможно, основанное на взгорье возле реки, произошло от старорусского термина «курмыш», иначе, «маленькая крепость». В переводе же с марийского языка «кормыж» означает «горсть». То есть тот, кто образовывал это село, мог «держать в горсти» свой род. Но как ни странно, довольно редкое название Кырмыж распространено по всей России и встречается оно от Архангельской области на севере до Крымского полуострова на юге с разными вариациями.

Карта веломаршрута в старинное селение Кырмыж – одно из красивейших мест Вятского края, где посреди сказочных пейзажей сохранилась православная святыня во имя Воскресения Христова, а в прилегающих дремучих лесах бродят кабаны и медведи.

Утро 7 июля. Чтобы сократить путь, после Бурмакино по указателю сворачиваю к Швецово – лесная бетонка выводит в деревушку. Дальше открываются «грунты», по прошествии дождя львиную долю дальнейшего пути – километров восемь, пришлось «тянуть» велосипед на себе. До цели остаются еще три обветшалые деревеньки через три версты каждая. В одной из них бабулька поведала мне о том, что в чащах «как справа, так и слева» медведи, а земля повсюду истоптана кабанами. Про волков не слыхала. Последние километры пути по идеально гредированной спецтранспортом грунтовке, озираясь по сторонам, «с ветерком» оставил позади.

В центре села, на огромной зеленой поляне – роскошная церковь в честь Воскресения Христова из красного камня, построенная взамен деревянной молельни. До 1852 года обитель упоминали как Николаевскую, позднее, во имя престола, переименовали.

Побродив по святилищу, набрав на обратную дорогу родниковой водички, предпочел все же не испытывать судьбу. Возвращаюсь обратно по асфальту до перекрестка в Вичевщине. Немного позже встречал широкий Казанский тракт. Знойный день, оставшееся световое время позволили напоследок искупаться в Быстрице на известной еще с детства базе отдыха в стороне от Бурмакино.

Поделиться: 

Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.